Схема обвязки промышленного чиллера (контура охлаждаемой жидкости)

Обвязка контура охлаждаемой жидкости - воды, раствора гликоля, антифриза

Ниже краткий ответ на один из наиболее часто задаваемых вопросов (ТОП 3 вопросов) от тех, кто уже купил чиллер и встал вопрос подключения к системе трубопроводов циркуляции охлажденного хладоносителя от чиллера до потребителю и обратно в чиллер.

Принципиальная схема подключения промышленного чиллера к трассе трубопроводов — схема обвязки

Схема обвязки промышленного чиллера

Список рекомендаций по обвязке промышленного водоохладителя

   1. Если присоединительные патрубки промышленного водоохладителя резьбовые, то необходимо предусмотреть монтаж между присоединительными патрубками чиллера и трассой разборные муфты  (американки).

Для фланцевых соединений   не обязательно. Хотя некоторые ставят их и на фланцы для легкости демонтажа, при частом перемещении  проще открутить / закрутить две американки, нежели 8 12 фланцевых болтов.

   2. Байпасная линия (кран) между подачей охлажденного хладоносителя насосом чиллера и возвратом нагретого хладоносителя назад в чиллер.

Байпасная (обводная) линия необходима, если потребуется исключить чиллер из системы циркуляции хладоносителя, при этом не останавливая сам процесс циркуляции и не сливая хладоноситель из трубопроводов. Например, при ремонте или техобслуживании чиллера, охлаждение может быть переключено на магистральное водоснабжение. Второй вариант применения байпаса — частичным прикрытием или открытием крана байпасной линии возможна регулировка объемного расхода хладоносителя к потребителю. Часть хладоносителя будет перепускаться обратно в бак чиллера, если того потребует технологический цикл.

   3. Фильтр грубой очистки на входе в чиллер. Внутри рамы чиллера, при производстве чиллера со встроенным гидромодулем, перед испарителем, всегда ставится фильтр, но он является исключительно защитой теплообменника от случайно попавших в систему частичек грязи, но не системой фильтрации как таковой. Если другого фильтрующего элемента в системе нет, то внутренний фильтр, при сильном загрязнении хладоносителя быстро забьется и потребует чистки, при этом возникнет авария низкого давления в промышленном чиллере. Если попадание различных загрязнений возможно в процессе эксплуатации, то чистка фильтра может оказаться весьма частой, при этом в тесном пространстве внутри рамы чиллера, при чистке фильтра есть вероятность повредить что-либо, например, тонкие капиллярные трубки. В этой связи, проще и безопасней чистить внешний фильтр, на входе в промышленный чиллер. Фильтрующие элементы можно подобрать сообразно фактическим загрязнениям и примесям, попадающим в хладоноситель.  Кроме того, рекомендуется ставиться фильтр в 1.5  2 раза превышающий диаметр трубопровода, если есть постоянные эксплуатационные загрязнения хладоносителя, например на чиллеры для охлаждения для экструдеров  такая мера позволит снизить частоту чисток, так как при частичном загрязнении фильтрующего элемента, через фильтр все равно будет проходить требуемый объемный расход хладоносителя.

   4. Перед прокладкой трубопроводов от промышленно чиллера до потребителя и обратно желательно произвести гидравлический расчет трассы трубопроводов. Инженер, производящий такой расчет, должен учесть все возможные гидравлические сопротивления —  подъемы, распределительные коллекторы, заужения и прочее, с учетом вязкости хладоносителя, чтобы назвать клиенту оптимальное проходное сечение труб, а также с учетом этих дынных дать информацию российскому производителю чиллеров, по потерям давления. На основе этих данных,  при производстве чиллера, будет подобран насос, который будет обеспечивать требуемый объемный расход хладоносителя, согласно холодопроизводительности, при заданном давлении на подаче насоса, чтобы преодолеть все гидравлические сопротивления.

   5. Автоматический регулируемый байпас на линии подачи насосом хладоносителя.  Многие российские производители чиллеров ставят подобные клапаны, на чиллеры с насосом, внутри рамы промышленного водоохладителя. Иногда, по ошибке на производстве кто-то из персонала может перекрыть подачу хладоносителя к потребителю, при этом насос останется включенным. Таким образом, насос будет продолжать давить в закрытый вентиль или соленоид, что может пагубно сказать на работоспособности и долговечности насоса. Если в чиллере встроен автоматический байпас, то при достижении давления на подаче насоса выше заданной отметки, байпас откроется и хладоноситель будет перепускаться в бак чиллера, не допуская работы насоса с перекрытым патрубком нагнетания. Если внутри рамы чиллера такой клапан отсутствует, то следует его смонтировать за габаритами рамы и настроить на нем давление открытия примерно на 0.5 бар ниже максимального давления данной модели насоса.

   6. Дополнительный —  контрольный термометр, например биметаллический. При отсутствии такового внутри промышленного водоохладителя, его следует предусмотреть за габаритами рамы. Ставится  тройник на линии подачи хладоносителя к потребителю, в который вкручивается термогильза для термометра.

Наиболее частой  неисправностью в промышленном чиллере является выход из строя датчика электронного контроллера. Однако, не всегда контроллер верно идентифицирует  неисправность или выдает ошибку, останавливая чиллер. Не редко контроллер снимает ошибочные показания с поврежденного датчика и продолжает работать по ошибочным показаниям температуры хладоносителя. Это приводит к тому, что вода в испарителе переохлаждается и чиллер останавливается по аварии низкого давления фреона. В худшем варианте, если подмараживание будет резким, то может разорвать пластины испарителя и появится влага во фреоновом контуре и как следствие дорогостоящий ремонт. Для предотвращения данной ситуации, периодически следует сверять показания температур на электронном контроллере и показания на дублирующем термометре. Показания, с учетом погрешности не должны отличаться более, чем на 2К.